Суть предательства – нож в спину
Самое болезненное, что может пережить человек, — это, пожалуй, предательство. Особую боль ощущаешь, получив неожиданный удар от кого-то близкого. Ведь посторонние не могут предать в принципе, так как мы не надеемся на них, не открываем им сердечных тайн, не считаем, что мы с ними – единое целое. Когда же предает тот, кого считаешь своим, земля уходит из-под ног…
Своя рубашка ближе к телу?
Библия предупреждает о том, что такое может произойти, и советует больше надеяться на Господа, нежели на людей. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5). «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». (Пс.117:8-9).
Однако все равно мир полон предательства. Как же быть если вас предали? Как справиться с удрученностью, озлобленностью, подавленностью?
Иногда предатель и не имеет цели предать, причинить боль, уязвить. Просто он поступает так, как ему выгодно. Такова природа падшего человека. В жизни людей очень мало альтруизма, но много эгоизма. Даже пословица есть такая: «Своя рубашка ближе к телу».
Целью предательства всегда является использование другого в качестве способа или средства для удовлетворения собственных потребностей.
Спутниками предательства являются:
— подхалимаж – использование лести в корыстных целях;
— коварство – склонность к хитрым и злым умыслам и поступкам, прикрытым внешней доброжелательностью;
— измена – нарушение верности кому – или чему-либо;
— мстительность – желание причинить вред обидчику.
Чёрное клеймо предательства
Предатель всегда между добром, любовью и выгодой выбирает выгоду. Но потом сам страдает, так как предательство разрушает достоинство человека, не дает покоя. Оно – черное клеймо, сопровождающееся виной и страхом перед возмездием. Очень трудно предателю перешагнуть через свой поступок , принять себя и простить. Предатель обычно защищается от стыда и боли цинизмом, агрессией. Иногда предатели впадают в депрессию, либо начинают употреблять наркотики и алкоголь.
В Библии описано много случаев предательства и их последствия. В самом начале сотворения мира осеняющий херувим предал своего Создателя, был низвергнут на Землю и стал сатаной. Затем первые люди предали Бога и оказались изгнаны из Эдемского сада, стали грешными и смертными. На протяжении всей истории люди предавали, обманывали и, как правило, несли урон из-за этого. Но, пожалуй, самым показательным и известным примером предательства является предательство Иисуса Иудой.
Кто знает таких родителей, которые назвали бы своего новорожденного сына Иудой, хотя само по себе это имя прекрасно и означает «слава» или «прославленный». В нашей речи его эквивалентом было бы имя Вячеслав. Отрицательное отношение к имени Иуда сложилось из-за человека, совершившего самый тяжкий грех на свете – предательство Иисуса Христа.
«Приближался же праздник Опресноков, называемый Пасхою. И искали первосвященники и книжники, как бы убить Его, ибо боялись народа. Вошел сатана в Иуду, называемого Искариотом, одного из числа Двенадцати; и он пошел совещаться с первосвященниками и начальниками стражи, как бы предать Его им; и они обрадовались и согласились дать ему денег. И он обещал и искал случая предать им Его не при народе». (Лук. 22:1-6)
К слову сказать, не так давно появился иной взгляд на этот поступок: Мол, это был благочестивый сговор между Христом и Иудой, в результате которого Христос стал искупителем мира, а Иуда был воскрешён и взят на небеса, как самый славный апостол. Невежды купились на этот бред, серьезные христиане с негодованием его отвергли. Если Христос назвал Иуду дьяволом, вором и сыном погибели, если Он ясно заверил : «лучше такому человеку не родиться», как можно считать этого человека героем веры? Его пример – серьезное предупреждение всем, кто любит заигрывать с грехом, кто думает, что грех не влечет за собой никакого возмездия. У Иуды, к сожалению, слишком много последователей и мы поговорим о созданной им религии.
Иуда сам себя наказал за предательство
О предателе Иисуса Христа мы знаем больше, чем о многих апостолах. Он был избран в ближайшее окружение Христа. Его сильной стороной была хозяйственная струнка, поэтому ему было поручено служение казначея – право распоряжаться пожертвованиями людей на служении Иисуса Христа. Он закупал продукты, помогал нищим, снимал в аренду помещения. С течением времени Иуда стал вести двойной образ жизни: некоторую часть пожертвований он оставлял себе.
Видимо он стал сомневаться в конечном успехе дела Христа. Как человек деятельный, он узнал, что властями плетется серьезный заговор против Иисуса и потому Его свобода и сама жизнь — вопрос времени. Иуда видел, что Иисус не умеет распоряжаться деньгами. Он не подкупает нужных людей во властных структурах, не вкладывает деньги в недвижимость или в создание боевых отрядов. Он живет так, будто не собирается устанавливать Земное царство. Иуду настораживали высказывания Иисуса о своей неизбежной смерти. Либо Иисус на самом деле не верил в успех своего дела, либо хотел быть мучеником за веру, чтобы потрясти своей смертью общество – смерть на миру бывает красна. Что не досказала жизнь, то доскажет смерть. Поведение Иисуса никак не устраивало Иуду, ибо рушило его мечты о славе и достатке. Вот почему он решил сам побеспокоиться о своем будущем и начал втайне от всех сколачивать капитал на «черный день». Улучшив момент, он пошел договориться с первосвященниками о цене за предательство Иисуса. Не знал он, что на самом деле выполняет волю сатаны.
Первосвященники предложили ему 30 серебреников. За эти деньги можно было купить раба на невольничьем рынке. Приняв деньги, Иуда не вспомнил предсказание пророка Захарии о предательстве Мессии за тридцать серебреников. Все сошлось копейка в копейку. А затем наступило горькое отрезвление – совесть заговорила в Иуде. «Я предал кровь невинную!» — сказал он первосвященникам. Уже не нужны были ему грязные деньги, и даже сама жизнь стала ему невыносимо противна. Он пошел и повесился. Таков итог его предательства.
Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: «Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнью настоящего, ни жизнью будущего… но удавился».
Да, вся эта тема многогранна и не так уж проста в финальном выводе случившегося. Но давайте ещё погрузимся во все это и поразмышляем – а все ли так просто и однозначно?
Было два выхода у Иуды: покаяться подобно Петру (это был бы конец предательству), либо выпятить грудь и объявить свой поступок добродетелью, а всех прочих назвать козлами (это был бы конец человечности). В истории политической и социальной в основном заметны предатели второго типа, наращивающие предательство до ультразвука. Кающихся не слышно, но они есть, конечно, и слава за это Богу. Иуда не тогда предал Христа, когда привел стражу – и без Иуды бы арестовали, дурацкое дело не хитрое. Иуда тогда Христа предал, когда повесился, попытавшись уйти. Человека отличает от неразумных творений способность к предательству. Предательство есть искажение главвной способности человека – передавать знание из рук в руки, передавать не так, как передается врожденная способность, а сознательно. Между предательством и передачей нет никакой доказуемой и формализуемой разницы, почему предательство и делается возможным. Так делается возможным и убийство, потому что нельзя доказать, что нет никакой разницы между смертной казнью, убийством на фронте и убийством в подворотне.
Предающие ближнего, предают Христа
Дохристианское человечество ясно видело предательство, потому что не видело человека. Видели врагов и союзников, но не людей. Когда мир воспринимается с точки зрения стаи, рода, народа, тогда границы четкие и факт предательства несомненен. Может человек предать родных. Для предателей Данте определяет ужаснейшие адские муки, а в центр Данте помещает Иуду – Данте, не Христос. Христос настолько не осуждал Иуду, что многие поддавались соблазну увидеть в Иуде вернейшего друга Христа. Потому что человек на месте Иисуса Христа – осудил бы обязательно предателя, если только предатель не тайный друг.
Предать может лишь свободный человек. Например, Сталин, хотя и окончил семинарию, не предавал Церковь, потому что в семинарию пошел не по доброй воле. Это был единственный способ выбраться из нищеты. Предали Христа те, кто сделал Церковь государственной, те, кто насильно загонял в Церковь, кто не оставлял людям выхода из нее.
Предатель всегда лишь дополнение к тому, в руки кого он предает. Иуда – приложение к Калафе (первосвященник). К сожалению, даже многие христиане, понимая греховность предательства, пользуются услугами предателей. Считают зазорным быть Иудой, но считают нормальным быть Синедрионом (верховное судилище в Иерусалиме). Это не означает, что ответственность предателя меньше. Это означает, что грех деспотизма больше даже, чем грех предательства, потому что деспот нажимает на предателя, а не наоборот.
Христос – на каждом шагу. Если мы свежо взглянем на предательство, мы свежо взглянем и на предаваемого. Мы предаем Христа, когда предаем ближних, ибо Христос предупредил, что Он в том, кому плохо – в заключенных, в голодных, в жаждущих. Мы предаем Христа, когда обманываем чье-то доверие, нарушаем слово. Но если бы этим ограничивалось, мы были бы предатели слабенькие. Мы же предаем Христа, когда не даем чего-то людям, потому это они нас не просят, потому, что мы думали, что им этого не нужно, потому что «не было такого уговора». Иуда предал Христа не тем, что знал, где Он. Иуда предал Христа тем, что не знал (не верил), что в Иисусе – Христос, Помазанник, Мессия. И мы предаем Христа тем, что не видим Его в каждом человеке, от начальника до дворника, от иностранца до соотечественника, от мужа и жены до врага всего рода.
Каждый человек ждет от нас того же, что ждет Христос – любви и верности, готовности дать больше, чем положено по закону. Как и Христос, большинство людей вовсе этого не показывают. Как и Иисус, большинство людей ждет, что мы будем целовать – или жать им руку, или улыбаться им в глаза, или тереться с ними носами, как там принято на нашей земле, — что мы будем целовать их без задней мысли, не подозревая их в предательстве. А ведь и Иуда предал Иисуса, потому что считал, что Христос предал его, предал его надежду на то, что Иисус есть спаситель Израиля от оккупации Рима. И мы предаем людей, когда считаем их предателями наших надежд вместо того, чтобы видеть распинаемых грехом, страждущих и мятущихся божьих детей. Иуда выдал не тайну местонахождения Иисуса, он выдал тайну любви, он привел к Любимому тех, кто Иисуса ненавидел. Мы предаем Иисуса, когда смеемся над людьми, когда говорим о них зло – пусть правду. Иуда тоже ведь правду сказал. Иисус действительно был там, но сказал зло. Мы предаем Иисуса, когда отстраняемся от людей и смотрим на них со стороны чертовски умных и сильных их противников.
Современная психология, кажется, не оперирует понятием «предательство». Хороший психотерапевт удержал бы Иуду от самоубийства и вдохновил бы — не на покаяние, конечно, а на позитивное развитие способностей. Был бы банкир или экскурсовод. Плохой психотерапевт изобразит предательство проблемой того, кто был предан. Много таких Иуд – не повесившихся, а пошедших в учителя жизни. Ситуации, подразумевающие предательство: Разглашение доверенной тайны – пожалуй, хотя и здесь есть смягчающее обстоятельство – не надо секретничать. Тайная измена? Измена? Например, супружеская? Но это больше не предательство, а просто срыв. Вот развод – предательство. Предают оба, предают того, кто был единым существом.
Идейное предательство
Иуда идеальный предатель. Всякому предателю говорят, что он предатель, но всем это говорят после предательства, а Иуде было сказано до того. Всякий предатель предает прежде всего себя и уничтожает себя, но Иуда уничтожил себя и духовно, и физически. Предатель двоит мир. Он двойник самого себя — он отражение, тень, убивающая оригинал. Чтобы спрятать этот печальный факт, предатель старается предать само предательство, изобразить его чем-то другим. Предатель предает в человеке способность говорить, потому что превращает её в способность толковать и перетолковывать. В этом смысл поцелуя Иуды. «Я не предаю, я целую». Предатель ударит по щеке, а потом извергнет поток слов, объясняющих, что этот удар был не ударом, а символом того, обозначения сего, выражением этого. Только вот легко поддаются перетолкованию слова, а предательство всегда действует и словом, и телом. Кто предает лишь на словах, тот еще не упал на дно. Сказать: «Я от тебя ухожу» и не уйти – не означает уйти. А вот уйти, пусть уже произнося монологи о том, что уход есть в данном случае не совсем уход и вовсе даже не уход – это предательство.
Каждый удар в спину имеет свое лицо.
Почему удар в спину наносят те, кого защищаешь грудью?
Чем больше ты доверился человеку, тем больший у него соблазн тебя предать.
Предать можно лишь того, кому ты доверяешь.
Игорь МИХАЛЕВ,
электрослесарь подземный
шахты «Терновской»